Главная страница.
Ходынское поле
Начало пути Цандера
Поздние годы Цандера

30 ноября 1928 года на одном из заседаний Комиссии при Московской аэрологической обсерватории (она размещалась в здании метеорологической обсерватории МГУ, которая находилась на Красной Пресне). Здесь Фридрих Артурович Цандер выступил с докладом «Предварительные работы по постройке реактивного аппарата». Доклад включал расчеты, схемы и основные характеристики двигателя, в нем были рассмотрены способы создания камеры сгорания, баков для бензина, давались расчеты сопла, способов его охлаждения. Замысел привлек внимание, у Цандера нашлось много сочувствующих. Однако в ту пору не было достаточной материальной и технической базы для осуществления столь дерзкого проекта.
Но Цандер не мог ждать. Это было не в его характере — сидеть сложа руки. И он использует любую возможность, чтобы ставить опыты и экспериментировать.
Вот некоторые характеристики этого первенца: длина двигателя составляла 38 сантиметров, высота — 26. Расход воздушно-бензиновой смеси—1,69 грамма в секунду, тяга—145 граммов. Цандер провел огневые испытания двигателя, создав устройство для измерения тяги.
В 1930 году Цандер переходит на работу во вновь созданный институт имени П. И. Баранова. Здесь перед ним открылись большие возможности для проведения теоретических исследований, экспериментальной и конструкторской работы.
В том же году Фридрих Артурович начал широкую преподавательскую деятельность. Он читал лекции в Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского, в Московском авиационном институте и Московском высшем техническом училище. Активную работу вел он в секции реактивных двигателей при научно-техническом обществе Московского авиационного института, председателем которой его избрали в январе 1931 года. Сотрудничал Цандер и с Осоавиахимом, откуда берет начало Группа изучения реактивного движения (ГИРД) — организация, заложившая основы отечественного ракетостроения. Участие в ее создании — одна из значительных заслуг пионера ракетной техники Ф. А. Цандера.
Мечтой Цандера было осуществление полета на Марс. Эту мечту не сломили ни трудности, ни преграды, которых было немало. Тот, кто верен мечте, не отступает.
И пусть инженерно-конструкторская мысль наших дней пошла иным путем: химики сумели создать горючее, обеспечившее освоение околоземных орбит, лунных трасс и более дальних маршрутов. Но ведь впереди путешествия в глубины Вселенной.
Он не знал покоя. Он трудился не жалея сил.
И так — всю жизнь.



Сайт управляется системой uCoz