Главная страница.
Наука и техника в руках победившего пролетариата
Николай Егорович Жуковский
Улица Вознесенская

Сейчас в этом доме находится Научно-мемориальный музей Н. Е. Жуковского, а тогда... Впрочем, раньше и сама улица имела иное название — Вознесенская. Улицей Радио ее назвали в 1922 году в связи с тем, что неподалеку была построена первая в стране Центральная радиотелефонная станция. Но мы — о другом.
«...Не помню точно, когда это было, вероятно, в августе 1919 года. Идя по одной из улиц Москвы, я увидел небольшое объявление о том, что открывается Московский авиатехникум для подготовки инженеров авиационной специальности. Заявление о приеме можно было подавать в аэродинамическую лабораторию МВТУ. Трудно передать охватившее меня волнение. При первой же возможности иду в МВТУ.
Меня приветливо встречают, видимо, я один из первых кандидатов. На мой вопрос об условиях поступления отвечают: заходите, узнаете, когда начнутся занятия. И я стал частенько справляться и постепенно стал здесь своим человеком...
Вскоре я познакомился с ближайшими учениками Н. Е. Жуковского: сначала с В. П. Ветчинкиным, затем с Б. Н. Юрьевым, А. Н. Туполевым и братьями В. А. и А. А. Архангельскими.
Начало занятий в Московском высшем авиатехникуме состоялось в понедельник— 13 октября 1919 года. До зимы занятия в авиатехникуме велись в помещениях аэродинамической лаборатории МВТУ... Первую лекцию читал сам Николай Егорович Жуковский...
Затем начались регулярные занятия на первом курсе, примерно по программе МВТУ... Слушателей было немного — очевидно, к новому учебному заведению относились недоверчиво. Однако положение резко изменилось, когда в авиатехникум прибыла группа военных летчиков и авиамехаников, командированных с фронта. Это были люди с опытом и любящие авиацию. Они вместе с небольшим числом гражданских лиц и составили первый прием, который не только прилежно занимался, но и деятельно участвовал в обеспечении авиатехникума всем необходимым.
Наступила зима. Для авиатехникума было освобождено помещение на Вознесенской улице (ныне ул. Радио). Трудности с топливом заставили максимально сократиться: решено было отапливать только одну аудиторию, маленькую канцелярию и еще комнату, которую приспособили под столовую.
И вот в этой аудитории в шубе и шапке Николай Егорович читал нам курс механики, вел практические занятия вместе со своими ассистентами...
Рядом, в угловом доме, находилась столовая, где для слушателей отпускали обед — жидкий пшенный суп и кусочек хлеба. Порции были очень маленькие, но так как не все слушатели посещали занятия, то можно было насытиться. Я припоминаю такую картину: во время лекции Жуковского открывается дверь, входит дежурный с двумя ведрами супа и ставит их тут же на печку погреть. После окончания лекции мы приглашаем Николая Егоровича покушать. Он охотно соглашается.
Подходил к концу первый учебный год, заполнялись подписями преподавателей зачетные книжки. На очереди был второй курс, предстояло начинать занятия по специальным предметам и готовить свои лаборатории. Задача была нелегкая: в доме на улице Радио разместиться было негде...»
Мы привели рассказ Владимира Сергеевича Пышнова, заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, профессора, доктора технических наук, генерал-лейтенанта-инженера, чье имя известно не только в нашей стране, но и за ее пределами. Свой путь в авиацию, в большую науку, он, как и ряд других выдающихся советских ученых, начинал в созданном вскоре после Великого Октября Московском авиатехникуме.
Помещение на бывшей Вознесенской улице авиатехникум получил не случайно. Здесь еще до революции располагались лаборатории Московского высшего технического училища. В большом кирпичном доме собирались члены кружка по изучению воздухоплавания. Профессор Николай Егорович Жуковский и его ученики проводили здесь теоретические и практические исследования, строили аэродинамические трубы, экспериментальные установки. В аэродинамической лаборатории была уточнена теория крыла, созданная Н. Е. Жуковским и С. А. Чаплыгиным, разработаны многие вопросы теории винта, различные методы исследования моделей.
Когда авиатехникуму стало тесно в доме на улице Радио, Моссовет предоставил ему здание в Малом Козловском переулке у Красных ворот.
...Развитие авиации в нашей стране связано с началом строительства новой жизни после Великой Октябрьской социалистической революции.
В то же время было вполне очевидным, что строительству Воздушного Флота должно предшествовать развитие в стране науки и техники, создание научно-теоретической и научно-экспериментальной базы, подготовка квалифицированных инженерно-технических кадров.
1919 год. Страна Советов в огне гражданской войны. Полчища интервентов устремились на первое в мире государство рабочих и крестьян. В это трудное время, когда молодая Советская Республика жила под лозунгом «Все для фронта, все для победы», Н. Е. Жуковский выступил с предложением организовать в Москве самостоятельное учебное заведение для подготовки авиационных инженерно-технических кадров.



Сайт управляется системой uCoz